Прошло почти 50 лет с тех пор, как Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на на поверхность Луны.
«Это маленький шаг для человека, - сказал известный американский астронавт, - но, гигантский скачок человечества».
Вскоре после этого его коллега Базз Олдрин присоединился к нему в путешествии через Море Спокойствия. Спустившись со ступеней лунного модуля , он пристально посмотрел на пустой пейзаж и сказал: «Великолепное запустение».
После миссии «Аполлон-11» в июле 1969 года Луна оставалась практически нетронутой - с 1972 года там не было ни одного человека.
Но это может скоро измениться, поскольку несколько компаний проявляют интерес к изучению возможности добычи на ее поверхности ресурсов, включая золото, платину и редкоземельные минералы, которые широко используются в электронике.
Ранее Китай отправил на противоположную сторону Луны зонд Chang'e-4, и ему удалось прорастить хлопковое зерно в ее биосфере. Он планирует в будущем создание на Луне исследовательской базы .
Японская фирма iSpace планирует построить «транспортную платформу Земля-Луна» и провести «исследование полярной воды» на Луне.
Вполне резонно возникает вопрос – «Кому принадлежит Луна?»
Потенциальная собственность на небесные тела была проблемой, так как исследование космоса началось во время холодной войны. Пока НАСА планировало свои первые пилотируемые лунные миссии, ООН разработала Договор по космосу, подписанный в 1967 году странами, включая США, Советский Союз и Великобританию.
В нем говорилось: «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела в силу своего суверенитета, не подлежат национальному присвоению, использованию, оккупации или любых других средств».
Джоан Уилер, директор компании по космосу "Alden Advisers", называет договор «Великой хартией космоса».
Установка американского флага на Луне Армстронгом не дает никаких прав на использование лунной поверхности, отдельным лицам, компаниям или странам, добавляет она.
В 1969 году владение землей и права на разработку Луны не имели большого значения. Но по мере развития технологий использование ее ресурсов для получения прибыли стало более вероятной, хотя и довольно отдаленной, перспективой.
В 1979 году ООН выпустила Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, более известное как «Соглашение о Луне». В нем говорится, что они должны использоваться в мирных целях, и что ООН должна сама сказать, где и почему кто-либо планирует построить станцию.
В соглашении также говорится, что «Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества» и что должен быть установлен международный режим «для управления эксплуатацией ее ресурсов, когда такая эксплуатация станет возможной».
В любом случае, говорит г-жа Уилер, «не так просто» обеспечить соблюдение правил, изложенных в договорах. Разные страны включают документы, которые они подписывают, в закон и выполняют обязанности по обеспечению соблюдения компаниями и частными лицами.
Профессор Джоан Ирен Габринович, бывший главный редактор Журнала космического права, согласна с тем, что международные соглашения не дают никаких гарантий. Правоприменение «представляет собой сложную смесь политики, экономики и общественного мнения», добавляет она.
В 2015 году США приняли Закон о конкурентоспособности космического пространства, признавая право граждан на владение любыми ресурсами, которые им удастся добывать из астероидов. Это не относится к Луне, но принцип может быть реально расширен.
Эрик Андерсон, соучредитель геологоразведочной компании Planetary Resources, охарактеризовал законодательство как «единственное величайшее признание прав собственности в истории».
В 2017 году Люксембург принял собственный закон, предоставив такое же право собственности на ресурсы, найденные в космосе.
Заместитель премьер-министра Этьен Шнайдер заявил, что это сделает его страну "европейским пионером и лидером в этом секторе".
Существует желание исследовать и зарабатывать деньги, и страны, похоже, все больше стремятся помочь своим компаниям.